Написано

28 апреля 2008 г.

Не знаю как относиться

На странном сайте странная заметка про психологическое исследование жителей русской деревни.

Написана явными профессионалами, поэтому обычное в 95% случаев вранье журнашлюхов на раз не вычисляется. Верить или нет самостоятельно принять решения не могу. Но к сведению принять стоить.

Начальные условия почти правдоподобные, за исключением соженных комбайнов — это все таки тяжелая уголовщина, на которую пойдет редкий русский крестьянин, но можно списать на приукрашательство московского журнашлюха, которые никогда не могут не преврать от себя.

Итак, дано:


А зачем вам понадобились мотивированные крестьяне?

- Для развития нашего масложирового производства (ЭФКО производит подсолнечное масло, майонез и мягкое масло. - "Эксперт") нужны были собственные сельскохозяйственные ресурсы. Наши заводы, расположенные в Белгородской области, окружали разоренные хозяйства. С них мы и решили начать.
...

- Просто работа не пошла. Многие считают, что первые шаги руководителя агрохолдинга очень просты: мы будем владеть, а они будут работать, мы берем на себя ответственность за крупнотоварное производство, а все проблемы крестьян для нас не существуют. Но проблемы на сельской территории существуют, и они заставили обратить на себя внимание: мы получили сожженные комбайны, металлические штыри на полях...

Вот тогда мы поняли, что ситуацию надо прояснить, и пригласили группу московских социологов для проведения исследования
...
Отчаявшись найти решение, мы позвали в Белгородскую область группу психологов во главе с профессором Николаем Конюховым. Они провели огромный объем работы - каждый из исследованных ими крестьян прошел тест "Семантический дифференциал" (триста шестьдесят оценок, сравнений), MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник - пятьсот пятьдесят шесть вопросов) и несколько других. В общей сложности каждый крестьянин ответил на полторы тысячи вопросов.


Про результаты лучше читать в оригинале и полностью, я процитирую только-то, что зацепило лично меня больше всего:

в течение веков самые предприимчивые и расторопные уезжали в города, а в деревнях оставались те, кто вообще не любит перемен. И поэтому последние десять лет для крестьян - просто мука. Нынешние жители села испытывают мучительный стресс даже тогда, когда председателя колхоза переименовывают в генерального директора или произносятся слова вроде "акции" или "АО".


Это да. Сам до сих бор болезненно цепляюсь за "колхозы" и ненавижу даже про себя произносить "ассоциации". И среди самых больших преступлений реформаторов считаю тежелейшей психилогическое насилие над людьми, когда "прогрессоры" не могли поступиться даже в малом, сохранить хотя бы атрибутику привычного уклада жизни, а совсем напротив издевались и уничтожали остатки того мира в котором жили люди. В том же Китае, при всех громадных изменениях произошедших в их стране, коммунистическая риторика, портреты Мао, демонстрации оставили людям возможность сохранить свой психилогический комфорт, получать что-то новое не раставаясь со старым.

Видимо, в том, как проводились реформы России все таки сыграли свою роль этно-культурные особенности главных реформаторов: пренебрежение к чужой культуре, истеричность, эгоцентричность, отсутсвие сколько либо адекватной самооценки.

- И каков результат этой грандиозной работы?

- Очень простой. Мы нашли точку опоры, или, точнее, почву, на которой можно построить всю систему мотивации.

Оказалось, что единственно значимыми вещами для крестьян являются мнение окружающих людей и искренность. Общественное мнение значимо настолько, что крестьяне не хотят об этом говорить с исследователями. Например, когда им задавали вопрос: "Вам мнение вашего соседа Васи важно?", - ответ был: "Да вы что, да я его, да пошел он!" А когда спросили не его вербальное сознание, а его душу (через тесты), оказалось, что ради мнения этого соседа он готов на луну запрыгнуть.
...
у селянина в отличие от горожанина минимальна эффективность аудиального канала. То есть мою речь они слышат, но не воспринимают. Я могу их через звукоусилитель хоть в светлое социалистическое будущее звать, хоть в капиталистическое, им это все равно. У них взамен развито визуальное и кинестетическое восприятие.

- То есть они верят только в то, что видят или пощупают? Почему?

- Эти каналы защищают их от иллюзий. За плечами этих людей очень трудная жизнь, и они знают, что самое опасное - это привнесенные системы ценностей и идей, которые нельзя пощупать и проверить. Их жизненный опыт говорит одно: если кто тебе и поможет в трудную минуту, так это сосед, и все. И больше никто


И вот это вот:
- То есть они сами хорошие психологи?

- Очень. Когда наши психологи проводили интервью, им очень важно было соблюдать роли ведущего и ведомого. Опытные специалисты пытались создать эмоциональный контакт и почувствовать то же самое, что и собеседник, - в этом состоит их профессионализм. Так вот, многие из этих психологов говорили, что уже на третьей минуте разговора они были не ведущими, а ведомыми. Им отвечали не то, что думает крестьянин, а то, что опрашивающий хочет услышать. Как бы они ни пытались построить свою защиту, эти, казалось бы, необразованные, в фуфайках, люди их просчитывали быстрее. Уровень подстройки у них выше, чем у дипломированных психологов. Это и понятно. Когда внутреннее восприятие человека является основанием для выживания, безусловно, этот канал развивается

Абсолютно верное замечание. Я тоже самое отчетливо заметил, когда восстанавливал утерянные документы в России — гаишники, в подавляющем своем большинстве деревенские парни в первом еще поколении, очень чутко анализируют кто оказался перед ними, сколько с него можно слупить, сколько промурыжить в очереди, а над кем просто поизмываться. И роль играют малейшие интонации в речи. Осатанев от от потери двух рабочих дней в очереди в Южноуральском МРЭО вломился в кабинет к начальнику, наорал на него, как на салагу не давая вставить даже слово - проблема оказалась решена в течении нескольких минут, что нельзя было сделать, тут же поручено кому надо, назначены сроки и день в день, он же сам мне отзвонился и отчитался. Но стоило тут чуть-чуть прослабиться, скатиться на человеческие интонации и все - дешевые понты были просечены мгновенно и дальше уже пришлось давить связями, угрозами, бумагами. Продавить в буквальном смысле получилось, но мимолетного почитания вернуть не удалось.
Отсюда же, кстати, видимо и сказки про "армия — школа жизни", где интеллигенция сталкивалась с неграмотными, но все понимающими и тонко чуствующими деревенскими парнями, отсюда опозновательная система "гопоты" из той, что чудесно показана во "втором бумере" — с цыканьем зубом и характерным "а чё?" с внимательным изучением реакции оппонента — хорошо помню, как восторженно взвыла гопота в кинотеатре при виде "правильного базара" героя Вдовиченко.

Архив блога

Прочитано


Design inspired by Insight © 2009