Написано

31 июля 2008 г.

Американский либерализм

Давно хотелось заняться разъяснением того, что "либералы" в США, это не только не тоже самое, что "либералы" в России, но совсем почти противоположное, но нашлась совершенно уж разгромная статья, за авторами, которой мне не угнаться.

Цитату посвящаю дуре-Ясиной.

…люди, которые были бы готовы подписаться под положениями Либеральной хартии, в одной из наиболее либеральных стран, Соединенных Штатах Америки, либералами не именуются. Люди примерно таких воззрений и возглавили в 1950-1960-е годы консервативное движение в США, направленное против господства либерализма в американской политике, то есть против характерной для либеральной элиты убежденности в том, что государство не только может, но и должно, обязано участвовать в общественной жизни, направлять и руководить ею.

Либерализм в американском понимании этого слова господствовал в США более 40 лет - с 1933 по 1979 год. С момента прихода в Белый дом президента Рузвельта вплоть до появления в нем президента Рейгана, первого открытого оппонента рузвельтовского нового курса, который смог стать лидером всей Америки. Вплоть до рейгановских времен в Америке существовал довольно прочный "элитный консенсус" о том, что вмешательство государства не только в экономику, но и в общественную жизнь в целом - дело и либеральное, и вместе с тем однозначно прогрессивное. Просто по той вполне очевидной причине, что освобожденный от всех государственных ограничений частный интерес едва ли сделает американское общество более развитым и вместе с тем более свободным. А важнейшее кредо американских либералов состояло и состоит в том, что свобода от развития неотделима. Необразованный, не включенный в общественную жизнь человек при всей возможной эмансипации от государства не будет по-настоящему свободен. "Важнейшее - в долговременной перспективе - значение для эмансипации человеческой личности явно имеет образование, особенно высшее. Помимо всего прочего, образование представляет собой орудие разрушения слепой веры и ее замены более критическими убеждениями", - писал выдающийся американский экономист либерального направления Джон Кеннет Гэлбрейт.

Именно в период "элитного консенсуса" относительно необходимости значительного присутствия государства в экономике - с 1930 по конец 1970-х годов - Америка смогла стать лидером индустриального мира, ввести основы социального государства, преодолеть расовую сегрегацию и сократить имущественное неравенство, добиться грандиозного технологического рывка в области информационных технологий и Интернета, полететь на Луну и т. д. Нам, впрочем, в рамках данной статьи существенно важны не столько достижения данной эпохи, сколько то, что она именовалась либеральной в прямом противоречии с европейским, так же как и российским, смыслом слова "либерализм". Между тем возникает вопрос, очень часто поднимающийся в дискуссии о либерализме: насколько американских либералов можно считать подлинными либералами? Не является ли либерализм в специфически американском смысле феноменом, аналогичным американскому же "футболу" (напомню, что в США "футболом" называют игру, не имеющую почти ничего общего с футболом европейским, который в Америке зовется "соккером", и напоминающую скорее регби)? Ортодоксальный последователь европейского, так называемого классического либерализма экономист и социолог Фридрих фон Хайек, в частности, считал, что последователи Рузвельта, фактически социал-демократы, незаконно присвоили себе термин "либералы", создав путаницу, усложнившую всю политическую жизнь США на долгие годы.

поражение Юга в Гражданской войне с Западом дало джефферсонианству новую жизнь. На арену истории выступила новая мощная сила, угрожавшая самим основам республики, - частные корпорации. Протекционистский тариф гарантировал им высокие прибыли, однако монополии обладали всеми возможностями диктовать высокие цены, не обеспечивая их соответствующими зарплатами. Экономику периодически сотрясали кризисы конъюнктуры, ударявшие прежде всего по наименее обеспеченным слоям населения. Джефферсонианские ортодоксы вроде президента Гровера Кливленда реагировали на эти процессы со стоическим равнодушием, отвергая "распространенные в народе беспочвенные ожидания от правительства каких-то особых индивидуальных благ? Это народу надлежит проявлять патриотизм и готовность поддержать правительство, тогда как в функции правительства не входит оказание помощи народу".

Возрождение гамильтонианства пришлось на самое начало XX века, когда стало очевидно, что, не оказывая "помощи народу", не вмешиваясь в экономику, следуя сомнительным рецептам крайне устаревшего к тому времени экономического либерализма, правительство очевидным образом утрачивает свое значение. Именно тогда, в период президентства республиканца Теодора Рузвельта, провозгласившего себя "врагом трестов" и "новым националистом", и возникает современный, или социальный, либерализм в его характерно американском понимании

Без вовлечения государства, без отвержения мифов о всеспасающей роли частной инициативы уничтожить разрыв между богатыми и бедными было невозможно. Именно поэтому политика Франклина Рузвельта по выходу из Великой депрессии была названа им и его последователями либеральной. Прежде всего Рузвельт начал активнейшую политику по инфраструктурному обеспечению сельскохозяйственных регионов Юга, а также по оснащению аграрного сектора необходимыми средствами на образование и техническую помощь. Затем Рузвельт обнаружил способ предотвращать экономические кризисы. До этого времени спад хозяйственной конъюнктуры воспринимался как что-то совершенно нормальное для экономики, как естественная плата за производственный рост. Однако плата оказывалась чрезмерно высокой, и государство нашло способ не допускать экономических кризисов посредством постоянно поддерживаемого спроса. В течение пятидесяти лет все американские президенты считали необходимым следовать тем же кейнсианским, то есть с американской точки зрения либеральным, принципам. Президент Никсон в 1970-х утверждал: "Все мы - кейнсианцы", подчеркивая либеральный, а отнюдь не консервативный характер своего экономического курса. Капитализм обрел свое "человеческое лицо" и стал в конце концов выглядеть намного привлекательнее, чем социализм с общественной собственностью и плановой экономикой, именно за счет того, что ему удалось найти способ отводить от населения угрозу голода и массовой безработицы? Однако за удовольствие нужно было платить, и такой платой для Америки стала высокая и устойчивая инфляция, в 1970-х годах существенно затормозившая экономический рост. Тут-то на выручку начавшему несколько стагнировать капитализму и пришла вновь классическая экономическая теория, которую к тому времени взяли на вооружение оппозиционные прогрессивно-либеральному курсу политические силы.

Архив блога

Прочитано


Design inspired by Insight © 2009